Средняя Азия: особенности национального проезда

Регистрация не для бедных

Регистрация не для бедных

Финансы@mail.ru продолжает серию публикаций о финансовой стороне туризма в Средней Азии. На этот раз мы расскажем о том, как правильно передвигаться по этому региону, для того, чтобы посмотреть достопримечательности, но при этом значительно сэкономить.

По Узбекистану удобнее всего путешествовать на поезде. Однако ни цена билета, ни степень комфортабельности купленных мест не будут гарантировать вам спокойного проезда. Дело в том, что в этой стране вплоть до последнего времени действовала система «дай взятку проводнику», а билетные кассирши проводили свой день за испитием зеленого чая: в кассе билеты стоили в 3-4 раза дороже, и поэтому их никто не покупал. Сейчас с этим явлением начинают бороться, однако до исправления ситуации еще далеко: для того, чтобы пройти на перрон сквозь ограждения хватит 200 сум (6р. 60к.), которые надо отдать стоящему у ограждения охраннику.

Такая традиция приводит к тому, что в вагон, рассчитанный на пятьдесят человек, временами набивается больше 300: однажды в купе плацкартного вагона ваш покорный слуга имел счастье ночевать с 18 пассажирами и еще таким же количеством ящиков с телевизорами, которые предприимчивые узбеки купили на границе с еще более бедной Туркменией за бесценок. Единственный, пожалуй, вариант, обеспечивающий нормальный комфорт, – купить целое купе и запереться в нем до утра.

Поэтому, автобусы - наиболее подходящий вид транспорта. Во-первых, их скорость выше, чем у поездов. Во-вторых, обычно водители не рискуют сажать слишком большое количество «лишних» людей – опасаются дорожной милиции. В третьих, цена билета, хоть и выше, чем в поезде, но не так уж и велика.

Еще один способ передвижения – воспользоваться «междугородной маршруткой». Возле каждого автовокзала находится стоянка, на которой расставлены различные марки микроавтобусов. Цена, которую придется заплатить за перемещение от пункта А в пункт Б, напрямую зависит от комфортабельности и марки машины. Например, наличие кондиционера сразу же увеличивает стоимость перевозки наполовину. А на кондиционере в Средней Азии экономить как-то не хочется.

Авиаперевозки в этом регионе дороги, а прохождение таможенного осмотра в небольших городах занимает много времени из-за того, что аэропорты слишком малы для большого количества пассажиров.

В Таджикистане понятие «транспорт» в большинстве случаев ассоциируется с понятием «такси». На поезде доехать можно только до столицы – Душамбе. Причем, если вы едете из Ташкента зимой, этот вариант (если не считать самолета) – единственный, так как перевал, соединяющий два государства, закрывается уже в октябре-ноябре из-за снега. Другой путь – через старинные города Термез и Шахризяб, можно проделать и на автобусе. На восток Таджикистана, где находятся основные природные жемчужины, удастся проехать только на машине, – зато вы увидите перевалы в 4 600 метров над уровнем моря, семитысячные вершины, водопады и другие красоты.

Киргизия и Казахстан в этом отношении гораздо более развиты. Автобусные маршруты этих государств имеют развитую сеть, а милиция строго следит за тем, чтобы в автобусе было не больше пассажиров, чем полагается. Билеты на поезд в Казахстане стоят дороже, чем на автобус, к тому же понятие железнодорожного «комфорта по-казахски» достаточно сильно отличается от того, к чему привыкли большинство россиян.

Впрочем, когда попадаешь в Среднюю Азию и чувствуешь Восток по-настоящему, возникает ощущение, что комфорт здесь - не самое главное. И когда вы будете ехать в набитом людьми и вещами поезде, засыпанном шелухой от семечек, и вдруг в дверях возникнет мулла, начнет читать молитву по-арабски и в вагоне наступит полная тишина, вы почувствуете, что возможно не зря поступились удобством и все-таки сделали правильный выбор.

\\ Илья Ермолаев, Finam.ru

 

 



Hosted by uCoz

 

 



Hosted by uCoz