Электричка – не просто
вид транспорта. Это – своего рода метафора. Это дачи, это первое в жизни
путешествие, это запах пеонов, пробивающийся сквозь жаркую толпу, - это скрежет
дверей и вставленная между ними пивная бутылка, чтобы было хоть немного воздуха.
Наконец - это молчание. Ведь в автобусах или дальних поездах все обычно
живее. Все настроены как-то добродушнее. Видимо, понимают, что ехать сутки, если
не больше, а потому надо подружиться, пообщаться. А здесь - вроде и ехать-то
всего-ничего. И не шумно, как в метро, где общаться решительно не возможно.
В то же время мне рассказывали истории, как кто-то, где-то, в какой-то
странный момент своей жизни знакомился в электричках и находил любовь чуть ли не
на всю жизнь. Причем таких историй насчитываются десятки. Ладно я - человек,
которому не просто с кем либо познакомиться. Но судьба могла бы предоставить мне
возможность хотя бы быть одной из них. Между тем, есть рассказ о том, как
молодой человек спас 25-ти летнюю особу от шпаны и потом женился на ней. И о
том, как один знакомый помог девушке донести сумки до дачи, и уже через месяц
сыграли свадьбу. Еще кто-то говорил о том, что именно в электричке - а не
где-нибудь там - парочка в тамбуре занялась любовью, едва познакомившись, а
получившийся ребенок весил почти 5 кило и уже с трех лет начал читать. В пять
написал первое стихотворение, которое, как не сложно догадаться, называлось
"Поезд", а, закончив школу и, подавая надежды стать филологом или лингвистом,
пошел в машиностроительный.
Я, честно говоря, в
эти истории верю практически полностью. Ведь сколько заключено для российского
человека в понятии "электричка". Вот Венечка тоже ведь на электричке ехал, а не
автобусе. Хотя мог бы - едва ли не быстрее получилось бы.
Все эти
безумные дачники с рассадой и новыми лопатами, потные пятничные электрички,
советские "колбасные электрички", привозившие к нам на Рязанский сотни и сотни
румяных толстощеких баб из Коломны, Рязани и маленьких деревенек, жаждущих
колбасы и сосисок, и этот мясной запах на пол улицы - как все это могло не
остаться в культуре? Еще бы не осталось! Даже на себе чуствую: если ехать
куда-то недалеко - то только на электричке. Несмотря на то, что автовокзал под
боком.
А сколько не сказано про путешесвия на электричках! Сел в Москве
и по цепочке - как по лестничным пролетам. Москва-Петушки, Петушки-Владимир,
Владимир-Гороховец-Гороховец-Нижний Новгород... Два месяца - и ты во
Вадивостоке. Хотя ездили, конечно, чаще в Петербург. То есть мал был у Венечки
прицел. Четыре (или пять - как повезет с временем выезда) электрички - и ты уже
в Северной столице. Восемнадцать часов. Со всеми остановками. И время останется
по Вышнему Волочку и Бологому погулять. Радищеву такое, конечно, и не
снилось.
Самое замечательное, конечно, - электрички периферийные. Сам
факт: для того, чтобы зайти в электричку надо подняться по ступеням - уже
возвеличивает в глазах этот вид транспорта. Ты как будто восходишь к трону. А
подъезжая к станции, увидишь внизу маленьких человечков с сумками и тележками.
Пол вагона кинется помогать бабушкам занести вещи, ибо сделать это в одиночестве
совершенно невозможно. Конструкция ступенек предусматривает только один вариант
попадания внутрь, при котором обе руки находятся на перилах. И поэтому каждая
остановка занимает минуты три: сначала занесут вещи, потом помогут подняться
старушкам, потом кто-то забудет что-то на перроне и придется срывать стоп-кран.
Зато всю следующую остановку будет, что обсуждать. А помощников угостят яблоками
с огорода.
Зимой самое главное в электричке, как и в деревенском доме, -
это печка. Здесь, в столице, все поезда теплые, под каждым вторым сидением -
радиатор, а народу столько, что даже если отопление сломано - надышат. Там,
где-нибудь на Урале, зимняя электричка - это настоящее испытание для организма.
А одинокая большая печка в центре вагона и два сиденья - сзади и спереди - как
президентская ложа в Большом театре. От конечной до конечной - часа четыре, и
если сидеть в холодном месте, ужасно замерзнешь. Не танцевать же по ходу
движения.
Поэтому за эти центральные места ведутся настоящие бои, как в
московском метро на конечных в час пик. Самые сильные и крепкие, согласно
естественному отбору, взбегают по ступеням, а слабым, голодным или же людям с
вещами достаются другие места - у окон с пяти сантиметровым слоем льда. Тут уже
не до помощи: занял место и сиди, не то холодно будет ехать. А пойдешь помочь
кому-то, - теплое местечко сразу же займут.
Хозяйки электричек - их
стражники и уборщики, хранители традиций и блюстители культурных ценностей -
это, конечно же, кондукторы. По-московски - контролеры. Огромные сильные,
дородные, мускулистые женщины – таких, поневоле, испугаешься. Возьмут под белы
рученьки и отправят на улицу, если понадобится. Кассовый аппарат, висящий на
груди, а точнее, между огромными грудями, или же внушительные свитки билетиков
разной стоимости, форма сотрудника железной дороги - все это настоящие атрибуты
власти, особые скипетр и жезл, требующие страха и поклонения.
Если нет
билета - то ты уже не можешь спокойно прикорнуть на спинку или раму окна и
заснуть. Нет! Ты будешь в страхе ждать кондукторов и гадать, какое у них
настроение и что они за люди. Страх заключается не только в том, что могут
высадить, но еще и в том - где могут высадить. Все-таки приятнее очутиться на
станции с вокзалом, в котором хотя бы можно погреться, а не на полустанке, где
всего-то населения - две собаки и бабулька, а из строений - пара домов и
придорожный сарай.
Бывает, что кондуктор входит (или не входит) на
какой-то станции, проверяет билеты, а потом отправляется восвояси: садится на
поезд в обратном направлении - и так его и видели. В этом случае можно
попытаться перебежать из того вагона, где их кондуктора еще не было в тот,
который он уже почтил своим присутствием. Однако случается, что, завидев на
перроне пробегающего человека, кондуктор мчится в том же направлении по вагонам
- едва ли не быстрее тебя, сказывается опыт, - и тогда уже не жди пощады. Кара
будет жестокой и неотвратимой.
То, что в поезде появился представитель
Власти становится ясно почти сразу. Поднимается какая-то суета, по вагону идет
шепот, какая-то тайна окутывает вагон за вагоном. Шушукаются пьяницы,
настороженно переговариваются курящие в тамбуре, начинают плакать дети,
испытывая неведомое волнение окружающих. Потом по вагону пробегает десять или
пятнадцать человек, "которые Его видели". А через несколько минут толпа уже
приобщенных к тайне безбилетников, не имеющих денег отплатиться, начинает валить
из вагона в вагон, а за ними - гордо, разве что без кнута, идет и сам кондуктор.
Он спокоен. Непоколебим. Он проверяет билеты у остальных пассажиров, так как
знает: остановки в России длинные и те, кого уличили в отсутствии денег и
билетов - никуда не денутся. Они скопятся в ловушке последнего тамбура, откуда
будет всего одна дорога - наружу.
Разговор с кондуктором – тонкая
психологическая категория. Тут нужна сноровка и, не побоюсь этого слова, талант.
Начинать надо издалека. Улыбнуться, отметить, какая замечательная погода,
пошутить, спросить, как работается, и только потом – не раньше! – заводить речь
об отсутствии билета. За эти краткие минуты нужно понять кондуктора, узнать все
качества конкретного человека, его настрой и даже перевоплотится на какой-то
момент в него самого!
Как-то мы ехали на электричке, была зима, мы
стояли в тамбуре и беседовали, разглядывая проплывающую белую равнину за окном.
Беседа была бурной, и мы несколько потеряли бдительность. Внезапно разъехались
двери вагона и на пороге возник кондуктор. Хмурые сдвинутые брови. Орлиный нос.
Копна седых волос из-под форменной фуражки. Очки на переносице.
- Ваши
билеты! – просипел он строго.
Поняв по нашим физиономиям, что билетов у
нас нет, кондуктор уверенным жестом достал пачку квитанций и попросил уплатить
штраф. Однако его ждала неудача, так как платить нам также было нечем. Или, по
крайней мере, не хотелось.
- Тогда попрошу на выход! – безапелляционно
сказал кондуктор и указал рукой на двери.
Внезапно в беседу вступил
невольный свидетель драматической сцены, который стоял спиной к нам,
прислонившись к стене.
- У них нет билетов? – возмущенно проговорил он,
обращаясь к кондуктору. Тот удивленно посмотрел на говорившего.
-
Обманывать государство! Таких надо выкидывать из поезда! – стал кричать защитник
платного проезда. – Потому и живем в таком говне! Что вот такие придурки за
проезд не платят!
Кондуктор с удовольствием кивал возмущенному
попутчику.
- Позор! Вы идите, идите, - продолжал говорить мужчина, - а
уж об этих зайцах я позабочусь, чтобы ноги их не было в поезде! Тоже мне – на
чужом горбу в рай ездить!
Кондуктор, довольный тем, что ему можно
продолжить работу, а не ждать станции, чтобы отправить нас на перрон, попрощался
с блюстителем платного проезда и пошел в следующий вагон.
Мужчина
засмеялся и сказал:
- Как я его, а!? У меня ведь тоже билета нет, вот и
пришлось и себя – и вас отмазать. Самый лучший способ!
Каков талант! Не
правда ли?
Множество народу по всей России перемещается на электричках на
тысячи километров. Мужчины едут на заработки, старики – к родственникам, дети к
родителям. Летом – кочуют на север, там не хватает рук вскапывать огороды и
строить дома, потому что местные пьют, а женщины не справляются. Зимой – на юг,
ремонтировать квартиры. Ночуют обычно на вокзалах, лежа на как будто специально
придуманных для этого скамейках: узел с вещами кладут под голову, чтобы не
украли, одежда вся на себе, чтобы не замерзнуть. Пожалуй, именно на маленьком,
грязном, но – уютном провинциальном вокзале можно увидеть жизнь такой, какая она
есть. Здесь уже не молчат: коротают время за разговорами в ожидании следующей
электрички, которая провезет еще 200-300 километров. Здесь пьют, здесь
влюбляются, здесь мимолетные встречи, которые запоминаешь на всю жизнь. Здесь
милиционеры, которые пытаются выклянчить денег. Добрые кассирши, которые напоят
чаем. Здесь – самое главное! – столовые для работников железнодорожного
транспорта, которые находятся в трущобах депо узловых станций. В столовых этих,
щедро спонсируемых министерством, можно пообедать на двадцать рублей так, что
потом сложно будет встать из-за стола. Здесь жизнь течет от поезда к поезду, от
электрички к электричке, от ночи к ночи. И это «здесь» - в каждом небольшом
городке, селе России, стоящем на ж\д дороге. И в этом поезде – в каждом – из
поездов, не потом, а сейчас, именно в этот момент, когда я пишу эти строки,
когда ты их читаешь, едет вся наша Россия, едет, прижавшись спиной к печке,
чтобы не замерзнуть. Достает кусок хлеба в ожидании вокзала. Бредет по пустым
громыхающим вагонам, за окнами которых предрассветная темнота и неясные силуэты
полуразвалившихся придорожных будок.
Илья Ермолаев