обсудить статью

Кому учить ученого


Юбилей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, к которому начали готовиться еще пять лет назад, заставил общественность заново взглянуть как на историю российского образования, так и на его перспективы. Ведь МГУ – это символ отечественной науки. Став первым в стране, он до сих пор первым и остается, являясь недосягаемым ориентиром для многочисленных вузов, возникнувших позже.
Ректор университета - Виктор Антонович Садовничий - рассказал в интервью изданию Газета.ru, (или лучше в одном из интервью?), что в советское время Университет прочно занимал первые строчки мировых рейтингов. Тысячи студентов со всего света мечтали быть его студентами. Около десяти процентов всех открытий в области физики были сделаны именно выпускниками МГУ.
Образование в главном университете страны по многим дисциплинам и сейчас – лучшее, причем не только в России, но и в мире. К таким предметам относятся математика, физика, кибернетика. Ученые, которые приезжают в Москву из-за рубежа на различные конференции и симпозиумы, едины во мнении: российская математико-физическая школа до сих пор даст фору любой западной. Сам за себя говорит тот факт, что немалый процент сотрудников крупнейших предприятий «силиконовой» долины - выпускники факультета высшей математики и кибернетики. И один из создателей крупнейшей поисковой системы «Google» - Сергей Брин – также закончил МГУ.
С другой стороны, с появлением серьезной конкуренции со стороны молодых вузов в начале девяностых годов, многие факультеты не смогли вовремя почувствовать грядущие изменения. Лучшие преподаватели с филологического факультета, настоящие «звезды от науки», ушли в РГГУ и другие вузы. Там не только платили больше, но и администрация была современнее и демократичнее. Журфак также, по свидетельству самих преподавателей, претерпел значительные изменения отнюдь не в лучшую сторону. Кроме того, в современных реалиях знаменитое «фундаментальное образование», которым так гордятся выпускники и преподаватели МГУ, зачастую оказывается совсем не востребованным. Фундаментальный подход к обучению, дающий глубокие знания учащегося в одной области – идеальны для того, чтобы заниматься научными изысканиями. По сути, - это российское «ноу-хау». В советские годы наука была «вещью в себе», и полностью находилась на довольствии у государства. А на Западе в это время немалое внимание уделяли тому, как с помощью знаний заработать денег. Но, с другой стороны, попытка переориентировать фундаментальную школу на прикладной результат может привести к тому, что мы потеряем фундаментальность – то, что в России вырабатывалось столетиями – так и не обретя способностей к применению знаний на практике.
Именно исходя из особенностей образования, которое дается в МГУ, престижный диплом может поначалу гарантировать высокую зарплату, однако на деле выяснится, что знания, полученные в процессе обучения, плохо применимы для жизни «вне науки».
Именно поэтому с началом реформ девяностых годов, именитые ученые вереницей потянулись на Запад. Вместо привычных нескольких тысяч рублей и устаревшего компьютера им предлагалось окунуться в мир суперсовременных научных комплексов, самых быстрых в мире компьютеров и высоких зарплат. Например, известный советский специалист по бактериологии Канаджан Алибеков, который уехал в США в 1992 году, сейчас получает 300 000 долларов в год, руководит собственным научным центром по противодействию бактериологическому оружию и считает себя гражданином Америки. А жизнь его ближайших коллег - оставшихся на родине, почти не изменилась.
Утечка мозгов продолжается и поныне, только за границу теперь уезжают молодые ребята, которые не могут реализовать себя на родине. Замещать преподавателей некому и средний возраст преподавательского состава МГУ, по данным академика С. Капицы, уже превышает 55-летний порог.
Но все это, скорее, не проблемы МГУ как учебного заведения, а проблемы российского образования в целом. Из-за того, что дотации на образование давно перестали быть основной статьей расходов бюджета, его качество значительно ухудшилось. Да и не все могут позволить себе такую роскошь – учиться. Ведь на стипендию в четыреста рублей (хотя в МГУ она в настоящее время незначительно выше) можно, по подсчетам самих студентов, в день купить лишь 0,5 батона хлеба, пакетик чая, кусочек сахара, и упаковку «быстрорастворимой» вермишели. Долго с таким рационом не проживешь, - и многие меняют карьеру ученого на работу сразу после школы.
Впрочем, если в силу вступит закон, который разрабатывается в недрах министерства образования, ситуация может еще ухудшиться. Основные положения реформы сводятся к следующим пунктам: переходу на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура), постепенному отказу от бесплатного высшего образования (предполагается усовершенствовать систему образовательных кредитов) переводу университетов на самоокупаемость и приватизация научно-исследовательских институтов. Авторы реформы говорят, что России необходимо ориентироваться на Запад, ведь там университеты получают лишь минимальную дотацию от государства. Основные средства приходят в образование от компаний, которым необходимы профессиональные кадры и научные разработки. Кроме того, на бюджетной основе учатся только самые талантливые студенты, тогда как остальные берут кредиты на обучение и оплачивают высшее образование самостоятельно. Например, в США студент получает «федеральный студенческий займ». Банки, которые его выдают, требуют минимум документов, проценты по кредиту – минимальны, а гарантом его выплаты является правительство США.
Оппоненты реформы приводят свои доводы. Например, Ирина Хакамада, глава партии «Наш Выбор», считает, что кредитование абитуриентов возможно, но должно, во-первых, находиться под гарантиями государства, а не родителей ребенка, а во-вторых, сама ссуда должна предоставляться на длительный срок, а вовсе не на пять-десять лет, как сейчас. К тому же Хакамада указывает на большую разницу в социальном положении между нашими соотечественниками и жителями западных стран. Руководитель института образовательной политики «Эврика», Александр Изотович Адамский, на круглом столе «Модернизация образования. Кто за это ответит?», прокомментировал предстоящую реформу следующим образом:
«Нужно развеять миф - никакого «бесплатного» образования уже не будет, по крайней мере, в современных, рыночных условиях. И задача правительства и бизнеса попытаться обеспечить студентам нормальные рабочие места. Чтобы они, по окончании вуза, смогли бы легко найти высокооплачиваемую работу на родине и выплатить взятый на обучение кредит».
Но все противники реформы едины в одном: реформа должна обсуждаться не только политиками, но и учеными, студентами, преподавателями. Потому, что, по словам ректора МГУ В.А. Садовничего «принимаемые решения о будущем системы образования затрагивают интересы широких слоев общества и существенным образом влияют на судьбу страны», - пишет он в статье «Образование для России XXI века». А в одном из интервью добавляет: «Главное, чтобы модернизация образования опиралась на тот багаж, который накоплен столетиями, и новшества, которые вводятся, обсуждались широкой общественностью».
На приуроченном к юбилею открытии Фундаментальной библиотеки, которая станет одной из крупнейших в России, и будет содержать около 5 миллионов томов, выступилВладимир Путин. Он внес в ситуацию с наукой и образованием оптимистическую нотку: «Сегодня очевиден тот факт, что знания материализуются и становятся фактором развития производства. Поэтому мы пришли к выводу, что государство должно напрямую оказывать поддержку науке и высоким технологиям».
Учитывая последние планы по поводу строительства технопарков в Дубне, Нижнем Новгороде, Петрозаводске и создания в них высокооплачиваемых рабочих мест для выпускников российских вузов, высказывание Путина имеет под собой реальную почву. Так что, будем надеяться, прошедший 250-и летний юбилей МГУ явился своеобразным катализатором перемен и образование будет реформировано. В лучшем смысле этого слова.

обсудить статью
Илья Ермолаев

 

 



Hosted by uCoz