Феномен Московского некрополя: от клада к складу

 

 

 

Все кончается, дабы все возобновлялось,

                                                              Все умирает, дабы все жило…

                                                                                                         Ж. Фабер     

        Намертво заточенный в бетонные стены мегаполиса, городской некрополь и по сей день остается в эпицентре человеческой жизни. Он как в зеркале отражает вертикаль городской суетности, превращая ее в горизонталь кладбищенской умиротворенности. Кладбище в городе —  хранитель времени и пространства, вместилище всего человеческого.

        Кладбище старое, кладбище – клад…

        Задумываясь над этимологией слова «кладбище», в основе которого лежит древний корень «клад» - сокровище, в памяти невольно всплывает образ современных московских кладбищ-гигантов – Долгопрудненского, Домодедовского или Перепечинского, которые, хоть и расположены за чертой города, находятся в ведении Москвы и полностью используются в ее нуждах. Представляя собой непроходимые, регулярно затапливаемые угодья с хаотично нагроможденными разнохарактерными памятниками вперемешку с шеренгами одинаковых крестов, они, по сути, перестали быть некрополями в первоначальном смысле этого слова. Чем же они стали?

 Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, чем они были.  

        Все мысли о смерти нужны для жизни…

        Опираясь на археологические исследования, можно предположить, что погребальный обряд зародился в среднем палеолите, около 75 тыс. лет назад. Если в первобытных популяциях умерших оставляли в жилищах или отдавали на съедение хищникам, то в мустьерскую эпоху тела родственников стали намеренно хоронить, о чем свидетельствуют обнаруженные в гротах Тешик-Таш (Средняя Азия) и Староселье (Крым) погребальные сооружения.

Появление кладбищ  - специальных участков систематических захоронений - произошло не сразу. Организация особой функционально предназначенной для этого территории, во-первых, свойственна сообществам оседлого образа жизни, во-вторых, показатель определенной высоты экологической и этологической[1] культуры. Примечательно, что у остальных животных чего-либо похожего на кладбища нет. Исключение составляют лишь слоны, хотя природа скоплений их останков и может быть иной, поэтому экология погребения - вопрос экологии именно человека.

Одним из важнейших психологических факторов зарождения погребальной обрядности явилось формирование у первобытного человека нравственности, поэтому можно сказать, что именно с захоронения сородича, с похоронной церемонии и плача, с установления надгробного камня, то есть с того, что  мы называем «культом предков», началось становление человеческой цивилизации. 

       На Руси кладбища создавались при приходских церквях на погостах, где прежде находились языческие капища, а затем места торговли и сбора дани. Происхождение слова «погост» незамысловато - на погост приезжали гости, т. е. торговцы, купцы. С одной стороны, торговля была делом крайне опасным, а с другой, требовала соблюдения определенных традиций, гарантировавших сохранение прочных торговых отношений, поэтому погосты, находившиеся, как правило, за пределами поселения, но, в то же время, на пересечении торговых путей, идеально подходили для «приема чужеземных гостей».

Со временем торговля расширялась, и торговые караваны прокладывали себе новые пути, а на месте разоренных капищ были построены небольшие деревянные церкви и часовни, при которых стали хоронить прихожан.

 Рост городов привел к тому, что вскоре погосты оказались в черте поселений, в результате чего «город мертвых» стал неотъемлемой частью «города живых», и кладбище превратилось в театральную сцену, на которой развернулась жизнь. «Смерть стала тут одновременно более близкой и более легкой, а театр более серьезным» (Жан Жене).

 

        Как тяжел, труден город, как светло кладбище…

        В отличие от латинского cemetery («то место» или «место для тех») русское слово кладбище не отсылает в «то еще место», а скорее, напротив, возвращает сюда, потустороннее стремится сделать посюсторонним, кроме того, священным местом - кладезем мудрости предков, источником ладных мыслей и настроений, основой покладистых решений. Не случайно в «Чевенгуре» у Андрея Платонова кладбище становится местом проведения заседаний Совета социального человечества - главного органа управления городом, образованного «правильными душами».

Вообще, кладбищу в русской культуре всегда отдавалось особое почтение. Уже Николая Федорова достаточно вспомнить с его идеями перенесения центра тяжести социальной жизни на кладбище. Историк Н.Костомаров отмечал, что «издавна могилы родителей и предков были святыней русского народа, и князья наши, заключая договор между собой, считали лучшим знамением его крепости, если он будет произнесен на отцовском гробе».

Живя в пространстве кладбища, распределения кладов, укладов, невольно становишься свидетелем, или даже участником, встречи Времени и времен, -времен культуры, времен года, времен персональных и социальных.  Только тут понимаешь, что все живет в режиме неуклонного распада, рассеивания и постепенного забвения; но все же постепенного, ибо культура захоронения и ухаживания за могилами — культура циркуляции памяти, сопротивления забвению, или культура именно постепенного забвения. Исходя из этого и создавались погосты, эти книги жизней, кладези тайн, хранители биографий.

Для того чтобы «город мертвых» не поглотил «город живых», и наоборот, необходимо было достичь некой гармонии в их параллельном развитии. И она достигалась. Экологические условия, в которых размещался некрополь, позволяли многократно использовать каждое место захоронения, и таким образом площадь кладбища оставалась практически неизменной. Исторические погосты, сохранившиеся до наших дней, все расположены на территориях с песчаными, хорошо дренированными  грунтами, не подверженными обводнению.

Было кладбище – стала пустошь…

       После Октябрьской революции 1917 года декреты Советской власти об отделении церкви от государства лишили ее влияния на обряд и культуру погребения, и на смену религиозным обрядам похорон пришли гражданские. Следствием такой политики явилось уничтожение практически всех некрополей в черте Москвы. Это привело как к потере социально-духовной функции погоста, так и упадку художественной культуры некрополя и ознаменовало начало формирования нового советского кладбищенского хозяйства.

Погосты стали размещать в пригороде, как правило, на непригодных для других видов хозяйственного использования землях, то есть на заболоченных или периодически подтапливаемых.

Превратившись в своего рода «склады», где каждое место захоронения может быть использовано не больше одного раза и в силу этого регулярно возникает необходимость в прирезке все новых и новых территорий, кладбища перестали быть таковыми в первоначальном понимании этого слова.  Более того, разросшиеся до невероятных размеров, они стали представлять реальную угрозу для окружающей среды и здоровья горожан.

В то время как в дореволюционной России экологическое благополучие некрополей диктовалось их высокой социально-духовной значимостью и они создавались, прежде всего, как объекты исповедального назначения,  сегодня кладбища продолжают расцениваться исключительно как места для захоронения умерших со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Москвичи стараются как можно реже ходить на кладбища, аргументируя это тем, что атмосфера, царящая там, приводит в ужас, и следовало бы вовсе их уничтожить, однако территория города мертвых продолжает стремительно расти, как будто пытаясь в плотное кольцо захватить город живых, а проблема нехватки мест захоронения остается нерешенной.

      Время разбрасывать камни, время собирать камни…

И тут невольно задумываешься, почему то, что всегда притягивало людей, начинает отталкивать их? Почему то, что было источником вдохновения, вдруг становится источником только негативных эмоций? В чем причина отторжения «живого» от «мертвого», казалось бы, двух сторон одной медали? Рассуждая о соотношении «живого» и «мертвого» в «экологическом дискурсе» А.В.Демичев подчеркивает, что причина заключается в «нарушении, срыве естественного, ритмичного взаимодействия между ними». И то, во что превратились московские погосты, произошло «в том числе и из-за непродуманного и стереотипного повседневного представления об абсолютной чуждости, разнородности живого и мертвого, расторженности их единства в нашей ментальности». [2]

Процесс восстановления этого единства длителен и непрост. Сейчас мы стоим на распутье, думая, по какой дороге пойти, однако, принимая во внимание две всем известные российские беды, сложно давать какие-либо прогнозы.

\\ Наталья Караваева

          Литература

  1. А.В. Демичев Русское кладбище: опыт идентификации // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Шестой выпуск. Кладбище. – Спб, 2001
  2. А.В. Демичев Живое и мертвое в экологическом дискурсе // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Шестой выпуск. Кладбище. – Спб, 2001
  3. И. Дудина Русские – клад или кладбище // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Шестой выпуск. Кладбище. – Спб, 2001
  4. Матюшин А. Н. Археология – М., 1995
  5. Р.Г. Скрынников С гостинцами на погост // www.acapod.ru
  6. Сулоев А. В., Платонова Н. А. История и культура обряда погребения – М.: // Управление ритуальных организаций и служб; Московский государственный университет сервиса, 1999
  7. Энциклопедия жизни и смерти // www.crematorium.sib.net


[1] Этология (от греч. éthos - характер, нрав и lógos - учение) - одно из направлений в изучении поведения, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции.

 

 



Hosted by uCoz