"Сфера": от Бога до Люцифера
Мировая индустрия многопользовательских онлайн-игр стремительно развивается. Несмотря на то, что первые серьёзные игровые проекты такого рода, объединяющие до нескольких тысяч игроков одновременно, появились уже в середине 90-х годов прошлого столетия, до России эта волна докатилась лишь в прошлом году. Флагманом в этом неизвестном России океане стала игра «Сфера», которая была разработана компанией «Nikita», выпущена компанией 1С и поддержана Яндексом. Несмотря на нарекания со стороны обозревателей игровых журналов и игроков нельзя не признать: проект получился удачным, привлек множество поклонников и имел большой резонанс в игровом и интернет-сообществах. Быть первым всегда сложно. Поэтому вполне естественны проблемы, которые возникают по мере развития игры. Так, мир «Сферы» недавно взволновал скандал по поводу взлома аккаунтов персонажей. Уже после написания этого репортажа у игроков появилось мнение, что взломщиком, возможно, был молодой (но, по-видимому, талантливый) игрок, который хитроумным способом выуживал пароли у других "сферян". Кто-то недоволен геймплеем, кто-то графикой, однако, скажем прямо: ничего хотя бы отдаленно напоминающего «Сферу» на просторах русского Интернета – нет. Хотя лучшие из иностранных онлайн-игр и красочней и, возможно, интересней. Вообще, популярность продуктов такого рода в том, что они дают возможность не только стать героем красочного мира, мира, который гораздо интересней реальности, но и общаться с другими игроками, объединяться в сообщества, а потом, возможно, и познакомиться в реальности. Были случаи, когда игроки находили себе в выдуманном мире абсолютно невыдуманных жен и мужей. Например, на страницах «Сферы» есть даже целый форум, посвященный тому, что изменилось в жизни игроков, после того, как они стали играть. Например, один игрок пишет, что потерял работу, потолстел на 10 килограммов и разошелся с девушкой. А другой, напротив, бросил пить, стал лучше работать и вообще наладил свою жизнь во всех отношениях. Мы решили встретится с руководителем службы рекламы и PR компании Nikita Иваном Банниковым и попросили его рассказать о достижениях, ближайших нововведениях и проблемах «Сферы».

Интервью с Иваном Банниковым, Руководителем службы рекламы и PR компании Nikita.

Понятно, что идея создания многопользовательской онлайн игры возникла за рубежом, однако что именно сподвигло компанию «Nikita» сделать и запустить «Сферу» в России?

- Идея возникла три с половиной года назад у нашего руководителя - Никиты Скрипкина. Ему казалось, что довольно скоро отечественный рынок будет готов к многопользовательским онлайн-играм (MMOPPG). Правда, эксперты утверждали: в условиях отвратительного качества подсоединения к Интернету и небольшого количества пользователей, онлайн-игра такого масштаба - абсолютно финансово невыгодный проект. И все же мы решили, что это нам под силу и, как показало время, не ошиблись.

Так вышло, что практически одновременно вышли и игра «Cфера» на Яндексе и, например, «Destinysphere» на Рамблере.

- Вы знаете, их нельзя сравнивать по той простой причине, что «Destinysphere» -это не ММORPG. Есть определенное количество «браузерных» игр, то есть игр, которые не требуют установки основного контента с диска. Сравнивать их с такими продуктами, как «Сфера», - все равно, что сравнивать самокат и машину.

Почему в качестве первого онлайн-продукта для российского рынка был выбран жанр, в котором сделана «Сфера»? Ведь на мировом рынке представлены различные жанры: Есть игры типа «Бойцовского клуба», есть игры с экономическим уклоном.

- «Бойцовский клуб» и подобные ему продукты достаточно просты в исполнении. Это, опять же, «браузерные» игры. Для их создания не требуется много сил. Разработка многопользовательской онлайновой ролевой игры, это, пожалуй, самая сложная задача для разработчика компьютерных игр. Проектов уровня «Сферы» в России пока просто нет.

Скажите, что вы собираетесь улучшать, и есть ли какая-то конечная цель в создании игры?

- Примерно через неделю мир «Сферы» будет выглядеть совершенно иначе. Наступит знаменательная дата - год с момента выхода игры. К этому моменту мы приурочили выпуск второго дополнения к игре – «Сфера: Материк Власти». Его цель - коренным образом изменить графическую часть «Сферы». Мы полностью переработали модели персонажей, постарались, чтобы они выглядели намного красочнее, ввели новую анимацию, а также сделали персонажей более детализированными.

Долгоживущие проекты должны улучшаться, так как графические технологии в современном мире совершенствуются чрезвычайно быстро. И если обычная игра может хорошо продаваться в течение одного года, то онлайновая - 2,5 года. Однако для этого над ней нужно постоянно работать.

Многих смущает, что игра – платная, и часть ваших потенциальных клиентов играют в другие онлайн игры, сделанные за рубежом, но локалиованные на русских серверах.

- Тут ничего не поделаешь. Наши английские коллеги однажды сказали, что с релизом игры настоящая работа над ней только начинается. И идет, зачастую, куда более быстрыми темпами. На постоянное улучшение, естественно, требуются деньги. Также надо содержать штат техподдержки и т.д. Однако мы специально решили не брать с игроков слишком много денег. Например, цена, которую платят за нашу игру, в три раза меньше, чем за любой европейский аналог. При этом, качество выше, чем у того же Shadowbane, хотя ее стоимость – 15 долларов в месяц. Кстати, на сайте MMORPG.com рейтинг «Сферы» – 6,7 балла (данные на 12 ноября). Это, заметим, намного выше среднего. Для сравнения, хит «Star Wars Galaxis», на разработку которого было затрачено 10 млн. долларов, а ежемесячная плата выше, чем у «Сферы», получил 8 баллов. То есть разница между нами не так уж и велика.

У нас есть информация, что «Nikita» собирается выходить со «Сферой» на зарубежный рынок. Когда вы планируете это сделать и жители каких именно стран смогут присоединиться к сообществу «сферян»?

- Переговоры ведутся, но говорить о каких-то конкретных планах и датах преждевременно. Все-таки «Сфера» изначально создавалась для российского рынка, была нацелена на наших соотечественников, которые были не знакомы с жанром ММОPG. Возможно, один из наших следующих проектов будет ориентирован специально на искушенного иностранного пользователя. Хотя «Сфере» будет тяжело выходить на иностранный рынок, у нее есть огромный потенциал.

В каком направлении будет двигаться рынок онлайн-игр в России в ближайшие годы?

- Говорить за другие компании мне тяжело, так для большинства из них, естественно, планы на будущее – тайна за семью печатями. И все же мне видится быстрое развитие рынка онлайн-игр во всех направлениях. Единственный фактор, который мешает этому в настоящее время, – невеликое, хоть и постоянно растущее, количество пользователей сети Интернет в нашей стране. Причем, особенно плачевное состояние наблюдается в регионах, где не только маленькая скорость доступа, но и гораздо выше его стоимость.

И все же через четыре года «Nikita» не останется единственной компанией, которая разрабатывает MMORPG. Впрочем, и мы отнюдь не собираемся останавливаться на достигнутом: естественно, будем использовать накопленный опыт и продолжать двигаться в заданном направлении. Сегодня рынок принадлежит нам, и глупо было бы упускать его из своих рук.

Иностранным компаниям будет нелегко пробиться на рынок, ведь их продукция требует более высокого качества соединения, чем позволяют российские сети. Впрочем, новые реалии диктуют и новые правила игры, и если «Сфера» была оптимизирована для модемных соединений, то западные игры выходящие в 2005-2006 годах без высокоскоростного соединения просто будут неиграбельными.

И все же многие аналитики считают, что «Сфера» не выходит на самоокупаемость...

- Официальные цифры окупаемости игры вы сможете услышать 19 ноября на большой пресс-конференции по поводу годовщины проекта и выхода «Материка Власти». Одно могу сказать с уверенностью: «Сфера» - финансово успешный проект. За всю историю компании «Nikita», а это уже более 13 лет, мы еще не выпускали ни одного нерентабельного проекта.

У меня создалось впечатление, что для того, чтобы играть в «Сферу» необходимо иметь игровой опыт, пусть и не в онлайн-играх. То есть она автоматически рассчитана на молодое поколение?

- Это очень распространенное заблуждение. К нам в офис приходит огромное количество фанатов «Сферы». Среди них представители всех слоев населения, и серьезные бизнесмены, и обычные школьники. Например, недавно у нас была встреча с представителями самых крупных кланов «Сферы». Младше двадцати вообще никого не было, а в основной возраст гостей был от 30 лет и старше. По ним было заметно, что раньше игры их особо не интересовали. Кроме того, я встречал людей, к сожалению, не могу назвать имена или названия фирм, которые являются директорами очень крупных компаний и при этом любят провести время за игрой в «Сферу». Один даже сказал, что, мол, я очень даже серьезный человек, но как увидел, что играет дочь, так и втянулся. В общем, мы делаем игры для детей от 4 до 84 лет. Потому что неважно, сколько тебе лет – иногда все равно хочется побыть ребенком и представить себя в образе храброго рыцаря, защищающего интересы государства, или же, напротив, злобного маньяка-убийцы, уничтожающего все живое направо и налево.

Сколько всего людей участвуют в работе над «Сферой»?

- На разных этапах проекта над ним, естественно, работало разное количество людей. Но если говорить в общем, то в течение года коммерческой эксплуатации над игрой постоянно работали примерно 15 человек, не считая техподдержки и вспомогательных служб. Однако точное число людей, занятых в проекте, назвать сложно, так как с нами работают еще и компании-партнеры – 1С и Яндекс.

Люди, играющие в «Сферу», говорят, что экономическая ситуация далека от идеальной. По их словам, игровых вещей мало, а стоят они дорого. И собрать средства на хорошие вещи весьма непросто.

- Игровая экономика – очень сложная вещь, построенная, в частности, на психологии человека. Здесь все должно быть как в жизни. Возьмем пример: вы знаете, что существует Феррари, но в жизни вы эту машину не купите или же купите, но очень не скоро. В игре существует свои Феррари, - предположим, волшебные доспехи или оружие. Игрок должен понимать, что, в отличие от реальности, стать обладателем таких вещей в «Сфере» можно гораздо быстрее, чем купить Феррари в жизни и не сетовать, мол, почему же они стоят так дорого. Смысл в том, что предметы такого рода должны быть лишь у нескольких игроков, у тех, кто проводит действительно много времени в игре или же играет очень давно. Ими должны обладать люди, которые чего-то добились внутри игрового сообщества.

Что планируется улучшить в технической поддержке игры?

- Над игрой сообща работают службы техподдержки сразу трех компаний – «Nikita», Яндекс и 1С. Уже это гарантирует, что плохо или же нестабильно они работать не могут. Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и постараемся непрестанно улучшать техническое сопровождение. Нарекания со стороны игроков есть, но в том, что они возникают, виноваты обычно сами игроки. Например, случается, что они пытаются обманным путем получить ту или иную вещь у противника. Естественно, мы пресекаем такие попытки.

Что касается форумов, на них пишется большое количество нехороших вещей. В большинстве игрушек, форум, по сути, становится своеобразной «Жалобной книгой», где можно высказать все, что игрок думает о разработчиках. А вот на письма мы всегда стараемся отвечать в течение суток. Бывают, конечно, и задержки, однако произойти это может произойти лишь в субботу или воскресенье, когда наша техподдержка не работает, а работает, например, техподдержка Яндекса, которая всегда готова помочь.

Кстати, мы всегда отвечаем на звонки, а я, бывает, даже исполняю роль психолога, если техподдержка не справляется. Некоторые люди прямо рыдают, если что-то случается с их персонажами! Бывали случаи, когда «Сфера» в буквальном смысле угрожала благополучию семьи. Как-то звонил человек, который сказал, что четыре дня назад стер своего персонажа. На вопрос, почему это случилось, он ответил, что в момент удаления за спиной у него стояла жена, уже собравшая вещи, и поставившая условие – «либо ты сотрешь персонажа в «Сфере», либо я уеду». Мы стараемся подходить к проблемам игроков индивидуально и помогать им всем чем можем, ведь в конце концов мы работаем именно ради них.

Несмотря на это, многие игроки говорят о том, что в игре существует проблема взлома аккаунтов. Иначе говоря, у каких-то персонажей вдруг исчезают самые дорогие вещи, деньги и т.д.

- Не скроем, это большая проблема. Мы обсуждаем ее с Яндексом. Но проблема эта, к сожалению, не наша. Дело в том, что если соблюдать правила безопасности при управлением собственным логином и паролем, ваш аккаунт никто не взломает.

Однако люди, у которых был взломан аккаунт, работают системными администраторами. Неужели они не разбираются в таких сравнительно простых вещах, как компьютерная безопасность?

- По моим сведениям подобные случаи происходят следующим образом: игроки отдают свой аккаунт постороннему человеку, который «прокачивает» персонажа, за что получает деньги или что-то еще. На каком-то этапе один из участников сообщает кому-то пароль. А потом настоящий владелец пытается нам объяснить, что система была взломана. Система авторизации у Яндекса работает, на всех их сервисах, и ее безопасность почти абсолютна.

Есть также вероятность того, что человек потеряет свой пароль с помощью программы-трояна. Но не можем же мы следить за безопасностью компьютера каждого игрока!

Тем не менее со своей стороны мы работаем над тем, чтобы снизить вероятность потери пароля игроком, т.е. над введением дополнительных средств защиты аккаунта.

Кстати, не стоит преувеличивать проблему. Например, когда на форуме поднялся вопрос о том, что огромное количество аккаунтов было украдено, я специально обратился в службу техподдержки с вопросом, сколько всего «игроков» былосворовано. Оказалось – пять. А если почитать форум, может показаться, что взломана половина паролей «Сферы».

Известно, что в подобных играх неформально участвуют реальные деньги, несмотря на то, что разработчики и пытаются пресечь подобные вещи?

- Игроки пытаются торговать между собой за реальные деньги. Мы действительно всячески пресекаем такие попытки. В последнее время даже стали проводить своеобразные репрессии, вплоть до того, что удаляем персонажа у торгующего игрока. Мировой опыт показывает: пресечь такие вещи навсегда – невозможно. Можно лишь снизить количество сделок и сделать так, чтобы игрок десять раз подумал перед тем, как пойти на подобный проступок.

Всем известно, сколько стоит определенный игровой предмет – из игровых журналов и форумов. Удивляет, что в «Сфере» цены гораздо выше, чем у наших западных коллег. Но мы, повторяю, резко против этого. Игра создана для того, чтобы человек получал удовольствие. А как можно получить удовольствие, если знаешь, что кто-то прибегает к нечестным методам игры? К нам приходило огромное количество людей, которые предлагали деньги за то, чтобы как-то «улучшили» его персонажа. Однако политика нашей компании состоит в том, чтобы не идти на встречу таким людям.

\\ Илья Ермолаев

 

 



Hosted by uCoz